Публикации экспертов
Возможности и пределы использования графических редакторов при работе с цифровыми изображениями
Малюка Анна Алексеевна
Эксперт ООО «Межрегиональное бюро судебных экспертиз им. Сикорского»
Излагаются вопросы возможности и пределов использования графических редакторов при работе с цифровыми изображениями — носителями доказательственной информации.
Цифровые технологии повсеместно используются во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в уголовном судопроизводстве. В ряде случаев цифровая фотография в целях улучшения качества изображения без изменения его информационной составляющей нуждается в корректировке, которую можно осуществить с помощью специальных программ —- графических редакторов. Такого рода технологии имеют большое значение при осуществлении процессуальных действий, а также при производстве судебной фототехнической экспертизы.
С появлением цифрового фотоаппарата возникло такое понятие, как цифровая фотография — фотография, результатом которой является изображение в виде массива цифровых данных — файла. Цифровая фотография широко применяется в быту. При этом непреднамеренно могут быть зафиксированы объекты, имеющие значение для уголовного дела, что делает данные фотоснимки доказательствами по делу. Кроме того, ввиду таких неоспоримых достоинств, как оперативность процесса съемки, меньший вес аппаратуры, быстрое получение результатов цифровые технологии стали широко применяться при производстве процессуальных действий. В итоге протоколы проведения следственных действий все чаще снабжаются приложениями, содержащими цифровые фотографии.
Согласно ст. 74 УПК РФ, протокол следственного действия является доказательством по делу. В п. 8 ст. 166 УПК РФ закреплено, что к протоколу следственного действия «прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственных действий». По сути, таким образом закон разрешает использовать цифровые технологии при осуществлении процессуальных действий. Следовательно, цифровые фотографии также становятся доказательствами по делу. Однако в процессе проведения процессуальных действий может возникнуть вопрос о том, не является ли данное изображение фальсифицированным, не подвергалось ли оно электронной ретуши или монтажу. В связи с этим сегодня ученые и практики активно разрабатывают методические рекомендации по использованию цифровых технологий, которые позволяют исключить возможность неправомерного компьютерного редактирования цифровых изображений 1.
Вместе с тем в ряде случаев цифровая фотография в целях улучшения качества изображения без изменения его информационной составляющей нуждается в корректировке (усиление контрастности, увеличение резкости), которую можно осуществить с помощью специальных программ — графических редакторов.
Существует множество программ для работы с цифровыми изображениями. Они дают огромные возможности цифровой обработки полученных фотографий — ретуширования, редактирования, повышения качества иными способами за счет использования специальных программ, имеющих минимальный набор инструментов и функций. При наличии обширных возможностей для получения убедительных результатов при обработке изображения встает проблема пределов допустимости изменения исходного объекта.
Именно данное обстоятельство в середине 1990-х гг. поначалу привело к бурным дискуссиям среди ученых и практических работников2. Противники цифровой обработки считали, что работы с применением компьютерной обработки уже не являются фотографиями, их нельзя показывать на выставках, а при публикации следует всегда снабжать специальным примечанием. Они полагали, что основная и отличительная черта фотографии — это фиксация того, что можно увидеть в реальном мире, произведенная человеком, способным воспринимать визуальные образы. После проведения каких-либо манипуляций с фотографиями могут сразу же возникнуть обоснованные етензии, что сделанный снимок перестает быть «беспристрастным свидетелем»3.
В свою очередь, сторонники цифровой обработки справедливо указывают на то, что манипуляции со снимками были возможны и при аналоговой фотографии. Однако возможности графических редакторов во много раз превышают манипуляции в лаборатории при печати аналоговых снимков. В этой связи нераспознаваемые корректировки, возможные при современных цифровых технологиях, подрывают традиционную веру в камеру как носитель «фотографической истины».
Разумеется, игнорировать новые технологии нельзя, возможность цифровой обработки — это неоспоримое достоинство, которое просто необходимо использовать, не изменяя сущность исходного объекта. В данном случае речь не идет об использовании графических редакторов для открытого и немаскируемого вмешательства, результатом которого является творческий продукт, зримое выражение фантазий автора. Это уже с трудом можно назвать фотографией, суть которой — передача реальной жизни. Имеется в виду такая обработка, когда вносимыекорректировки улучшают качество изображения, позволяя, например, «осветлить» или «затемнить» какие-либо детали для более точного их восприятия.
Самым широко используемым графическим редакто¬ром является растровый графический редактор «Adobe Photoshop. С помощью этой программы можно произвести практически любые изменения в фотоизображении — от изменения контрастности до перемещения объектов с одного места на другое. Однако данную программу следует использовать только в самых экстренных случаях и в обязательном порядке фиксировать пошагово каждый примененный инструмент. Это можно объяснить тем, что, с одной стороны, данный графический редактор очень удобен в использовании, так как имеет самый большой объем инструментов для улучшения качества фотоизображения, с другой стороны, — с помощью него можно не только изменить качество, но кардинально поменять информационную составляющую фотоснимка.
Поэтому более разумно, чтобы в дальнейшем не возникало вопросов о достоверности фотографий, при¬менять графические редакторы с минимальным объемом инструментов. Наиболее удобным в этом плане является ACDSee Photo Managers — программа для просмотра и организации архива изображений. Возможен просмотр изображения порядка пятидесяти графических форматов. Программа содержит многочисленные инструменты для обработки изображений. В последних версиях имеется два режима просмотра: быстрый, в котором доступны только инструменты поворота изображения и изменение масштаба, и полный, с загрузкой всех инструментов обработки. В этой программе желательно использовать также ограниченный объем инструментов, не изменяющих информацию, которую несет в себе фотография.
Самыми применяемыми являются инструменты «Яркость» и «Уровни». Инструмент «Яркость» представляет собой панель редактирования фотографии по экспозиции, контрастности и яркости. «Уровни» — панель с графиком, отображающим параметры тени, подсветки и оттенков редактируемого фотоснимка. Движки помогают изменять показатели. Справа от панелей отображается сама фотография, и при изменении каких-либо показателей можно сразу увидеть результат. Это позволяет оперативно оценить внесенные изменения и понять, не искажают ли они информационную составляющую снимка.
Лицо, применяющее редактирующую программу, должно не только четко понимать, по каким именно параметрам фотоснимок нуждается в коррекции, но и знать, что из себя представляют эти характеристики. Чтобы исключить полную потерю исходного фотоснимка, рекомендуется перед использованием графического редактора создать копию фотоизображения и работать с ней
Рассматриваемая проблема многоаспектна и нуждается в тщательной проработке как с технической, так и с юридической точки зрения. При этом важно помнить, что ответственность за утрату объекта — носителя доказательственной информации ложится и на лицо, решившее применить графический редактор при работе с фотографией, и на того, кто обращается за помощью к специалисту.
Ссылки.
- Кузнецов А.А., Муленков Д.В. Применение цифровых средств фиксации при производстве следственных действий // Вестник криминалистики. Вып. 2(26). М. : Спарк, 2008.
- Лэнгфорд М. Библия фотографии. М.: Эксмо, 2009. С. 345.
- Тоже. С. 347.