Публикации экспертов
Экспертизы, назначаемые при установлении сексуальных маньяков
Виктор Игнатьевич Зайцев, генерал – майор в отставке, советник юстиции третьего класса, почетный работник прокуратуры Москвы рассказывает о том, как расследуются убийства и иные тяжкие преступления, какие именно экспертизы при этом назначаются. ( Авторский стиль сохранен )
Добреньков Владимир Иванович, известный российский философ современности, социолог, специалист в области истории социологии и религии, доктор философских наук, профессор, декан социологического факультета (1989-2014 г.г.), Президент Российской социологической ассоциации, председатель учебно-методического объединения по социологии и социальной антропологии, в своей монографии указал, что Россия сегодня стоит на первом месте в мире по совершенным убийствам и тенденции к уменьшению их не предвидится. В России утрачены нравственные критерии, ничего святого не осталось. Ранее хоть какие-то идеалы закладывались в души молодежи: «Не воруй, не убивай!» и прочее. Ныне, кроме зарабатывания денег и мордобития, на экранах многоканальных телевизоров ничего не увидишь. Вот почему рождаются и воспитываются бездушные дети, способные к совершению тяжких преступлений: убийств, изнасилований и др.
Зачастую расследование убийств и иных тяжких преступлений начинается с осмотра места происшествия, с осмотра трупа, и при наличии или отсутствии телесных повреждений назначается судебно-медицинская экспертиза для определения возраста погибшего, причины смерти и давности ее наступления. Если же при исследовании трупа обнаружены видимые следы ножевых или огнестрельных ранений, то помимо судебно-медицинской экспертизы назначаются и иные криминалистические экспертизы: по ножевым ранениям трассологические, по огнестрельным – баллистические (для определения вида оружия и боеприпасов, на каком расстоянии находился нападавший и погибший). Из раневых отверстий изымаются микрочастицы веществ: пороха, пыжей. С места происшествия изымаются стреляные гильзы или находящиеся там патроны.
Счесываются микрочастицы с одежды и упаковываются в отдельные пакеты с указанием, с какой одежды изъяты. При изнасилованиях зачастую на нижних предметах одежды могут находиться как вещества биологического происхождения, так и волосы с половых органов.
Вспоминаются случаи нападений на женщин, приехавших на ночных электричках в Ногинском районе Московской области. Трое несовершеннолетних подростков подсаживались на электрички и, находясь в тамбуре, отслеживали, когда девушка или женщина выходила одна, и, не отходя далеко от платформы, нападали, насиловали и забирали ценные вещи. Один из них должен был идти за организатора, но мать дала следователю взятку, чтобы следователь предъявил обвинение другому лицу, но до этого мною уже была назначена судебно-биологическая экспертиза по волосу, обнаруженному на нижней одежде потерпевшей и эксперт в категорической форме указал, кому конкретно принадлежит волос. Следователь до получения экспертизы постановление о ее назначении просто уничтожил. После разбора ситуации следователь милиции был привлечен к уголовной ответственности за взятку и фальсификацию доказательств.
При исследовании трупа практически во всех случаях необходимо учитывать, что на этот момент мы не можем утверждать, совершено убийство маньяком или простым убийцей, и в связи с этим необходимо изымать срезы ногтей с кистей рук погибшего, упаковав каждый срез в отдельный пакет и указав на пакете, с какого пальца и с какой руки. Также необходимо изъять подногтевое содержимое и дактилоскопировать труп, так как в случае захоронения, не исследовав все необходимое, приходиться проводить эксгумацию трупа. Согласитесь, не столь приятная процедура.
Как то шел на работу в прокуратуру Московской области, она находилась на Тверском бульваре, д.18, недалеко от ТАСС, и из м. Пушкинская вышел мой коллега-следователь с двухметровым ломом. Я спросил: «Ты что, уволился и ушел в дворники?» – на что он ответил: «Проводили эксгумацию, земля была замороженной. И вот один из копателей хотел отбить землю, и лом пошел вскользь, пробил крышку гроба и попал в голову находящемся там покойному. Возникла необходимость проведения судебно-физико-технической экспертизы на предмет, этим ли ломом пробита голова.
Необходимо брать смывы с ладоней погибшего. Иногда в процессе борьбы с напавшим, погибающий интуитивно срывает пуговицы с одежды или даже прядь волос с головы. Образцы опечатать, сохранить, не утратив их.
Тщательный осмотр места происшествия зачастую дает 100% гарантию раскрытия преступления. В том же в Ногинском районе, пос. Черноголовка группа мужчин из пяти человек устроили пьянку. После выпитого, один молодой парень пожаловался одному, что вот несколько лет женат и жена не может родить ему достойного наследника, на определенном этапе случается выкидыш, и обращения к врачам не помогают. Мужчина выслушав, сказал: «Приводи ее ко мне, я сделаю тебе достойного наследника». С этими словами он пьяный уснул в квартире, где пили. Этот молодой парень, который пожаловался ему, сорвал со спящего брюки, и отчленил ему половой орган вместе с мошонкой. Приехав на место происшествия, со всех пивших там, были получены объяснения, так как допрашивать их было невозможно. Эксперт, вскрывая труп, в мошонке нашел кусок ломаного ногтя, и когда сложили эту часть и срез ногтя, то получилось одно целое, а проведенная трассологическая экспертиза письменно подтвердила первоначальное заключение судебного медика. Вот залог успеха! А выехали, думали, что маньяк, коль отчленил половые органы.
Одежду с трупа также необходимо сохранить. Высушив ее, изучить на предмет нахождения на ней следов крови или иных следов биологического происхождения, сохранив, уберечь от влажности и воздействия гнилостных изменений. Допускается проведение биологической экспертизы для определения группой принадлежности или обнаружения болезни по луковицам волос.
В 1986 году на территории Московской области был совершен ряд убийств подростков 11 лет, с повреждением или отчленением половых органов (как потом оказалось жителем Москвы Головкиным). С первого дня я убедился, что как таковых методик не существует, опыта расследования таких дел у меня не было. Решили поднять оперативников-пенсионеров, которые также только развели руками, а преступления продолжались, и не только на территории Московской области, но и в Ростовской области и в других регионах Союза ССР. И только после того как набили шишек по данным преступлениям, были раскрыты 55 убийств, совершенных Чикатило, мы начали что-то соображать и вскоре раскрыли 11 убийств, совершенных Головкиным.
Головкин проживал на севере столицы, на ул. Беломорской, первое убийство совершил на севере Московской области, ст. Катуар. 19 апреля 1986 года, уже пошел березовый сок, в лесу остался твердый зимний снег, на котором под тяжестью ног оставался след. Следователь, осматривавший место происшествия, добросовестно описал след, оставленный подошвой сапога и изъял отпечаток, насытив его лаком от волос. Проведя комплексную криминалистическую экспертизу, эксперт указал рост, вес преступника и что у него заболевание – воронкообразная грудь, кости грудной клетки направлены в сторону позвоночника, и когда стали сужать круг поиска маньяка, из военкомата изъяли личное дело призывника Головкина, там было указано, что ходит сутулясь, что у него воронкообразная грудь.
Назвать весь комплекс экспертиз по поиску маньяка очень сложно. Основные экспертизы по трупу мной названы, а основное – необходимо изучать личность нападавшего (подозреваемого, обвиняемого). Помимо создания доказательной базы еще необходимо собрать характеризующие материалы чуть не с детского возраста: с кем общался, как вел себя, чем увлекался, не допускал ли сексуальных извращений и садистских наклонностей. Необходимо изъять дородовую карту матери из гинекологического отделения, где обратить внимание как проходила беременность, не было ли осложнений и чем они выражены.
В случае установления убийцы необходимо осмотреть его место жительства и подсобные помещения, прилегающую территорию с использованием приборов, реагирующих на следы биологического происхождения. В случае их обнаружения по ним назначаются экспертизы: биологические, криминалистические и прочие.
Пока идет сбор характеризующих материалов, закрепления доказательной базы, необходимо назначить судебно-психиатрическую экспертизу. Если лицо не состояло на учете, то сначала проводят амбулаторную экспертизу (пятиминутку), если же проходит по нескольким убийствам, то после проведения пятиминутки назначают стационарную судебно-психиатрическую экспертизу, она проводится под наблюдением врачей-экспертов.
Учитывая продажность нашей судебной системы, родственники маньяка ищут возможность и, заплатив большие деньги, уводят от наказания обвиняемое лицо. Так хотели поступить и с Чикатило. Я присутствовал при этом, когда одна группа заявила о вменяемости его, другие – наоборот. Позвонил руководителю группы Костоеву И.М. доложить об этом, и он сказал (уже возрождалось казачество в Ростове), что сейчас пришлю взвод казаков с нагайками, и все доктора будут признаны невменяемыми, а Чикатило погибнет в больничной палате. В случае если будет лицо признано невменяемым, то можно по мотивированному письменному ходатайству провести комплексную судебно-психиатрическую экспертизу в Санкт-Петербурге – для объективности.
Хотя многие симулируют болезни, и специалисты затрудняются разобраться в данной ситуации.
Вспоминаю г. Ногинск Московской области, в 1982 г. четверо преступников увели от мужа одну женщину и держали ее несколько суток в квартире, где глумились над ней. Задержав их, было установлено, что у них такое увлечение: воровать женщин и удовлетворять свою похоть в группе. Объяснил им, что ст.117 ч.З УК РСФСР предусматривает ответственность до 15 лет лишения свободы. Трое, ранее судимые, Кодекс немного знали и восприняли это как должное, а вот четвертый начал изображать психа и с ботинком в руках ездил по стене и как ребенок изображал звучание машины. На допросы не шел, корчил психбольного. Внедрили в камеру оперативного работника, который приложил к голове две ладони, сделал рога и со звуками мычаний пошел на него: «Заколю-забодаю!» Мой насильник сразу же запросился на допрос. Проведенная экспертиза признала его вменяемым, и ему был оглашен приговор: 12 лет лишения свободы строгого режима.
Рассуждать о проведении экспертиз по сексуальным маньякам можно бесконечно. В каждом конкретном случае это может носить примерно одинаковый перечень, но в какой последовательности их проводить решает следователь, чтобы вещественные доказательства не были утрачены или уничтожены, так как может появиться необходимость проведения дополнительных или повторных экспертных исследований.
Сейчас удачно используются экспертные исследования на определение ДНК, после их проведения сужается круг поиска преступника и создается база данных разыскиваемого лица.