Публикации экспертов
Проблемы использования специальных методов оперативно-розыскной психологии в раскрытии преступлений
Метелёв Александр Валентинович
В России в настоящее время, к глубокому сожалению, психологические
знания недостаточно востребованы непосредственно в практической
деятельности по раскрытию преступлений, хотя в зарубежных странах
полицейский психолог уже давно перестал восприниматься как нечто
экзотическое, а специальные психологические методы широко используются в
оперативно-розыскной деятельности.
С точки зрения юридических психологов перед психологией оперативно-розыскной деятельности стоят три взаимосвязанные важные задачи:
- изучение психологических особенностей ОРД и проведения оперативно-розыскных мероприятий, выработка профессионально-психологических требований к оперативным работникам, учитываемых в процессе их профессионального отбора и расстановки;
- разработка с учетом результатов исследований ОРД эффективных психологических технологий, приемов и методов, позволяющих повысить уровень оперативно-розыскной деятельности;
- внедрение психологических рекомендаций и предложений в деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.[1]
Исходя из задач, первая проблема заключается в том, что сотрудники правоохранительных органов не обладают специальными психологическими знаниями, что не позволяет им эффективно применять новые, нестандартные психологические методы в раскрытии и расследовании преступлений. Между тем, практика показывает, что применение этих методов влияет не только на эффективность и результативность проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий, (например, при определении наличия или отсутствия признаков серийности в отдельном преступлении), но и повышает уровень раскрытия тяжких, и особо тяжких преступлений; увеличивает процент раскрываемости преступлений прошлых лет совершенных в условиях неочевидности, либо прекращенных за сроком давности; сокращает время раскрытия преступлений имеющих широкий общественный резонанс, в том числе экстремистской и террористической направленности [2], что, безусловно, способствует укреплению авторитета сотрудников правоохранительных органов в целом.
В настоящее время к специальным методам оперативно-розыскной психологии относятся:
- опрос с применением полиграфа,
- построение розыскного психологического портрета преступника,
- психологический анализ материалов уголовного дела и составление рекомендаций для оперативно-следственных работников;
- метод гипнорепродукции оперативно значимых сведений («следственного» и «розыскного» гипноза),
- судебно-психологическая экспертиза
- применение психографологического метода наряду с почерковедческим,
- использование экстраординарных психофизиологических способностей человека для раскрытия преступлений или поиска пропавших,
- психологические особенности внутрикамерной разработки задержанных и арестованных и некоторых других.
Владение этими методами позволяет правильно выделять и оценивать оперативно-значимые признаки характеризующие личность преступника, мотив преступления, прогнозировать его поведение и отдельные действия тем самым раскрывая субъективную сторону состава преступления.
Вторая проблема заключается в обучении сотрудников правоохранительных органов специальным методам оперативно-розыскной психологии, и привлечения самих психологов к раскрытию преступлений. Этому препятствует их допуск к государственной тайне.
Дело в том, что по своим целям и задачам оперативно-розыскная психология (ОРП) является прикладной, практически ориентированной отраслью психологического знания. Ее систему можно представить структурой состоящей из двух основных разделов.
Раздел первый ОРП, именуемый «общей» частью, представляет собой исходные теоретические положения, комплексно характеризующие ее, как особую самостоятельную отрасль научного знания. Она посвящена исследованию основных идей, терминов, понятий, принципов, определений и теоретических концепций, которые распространяются на оба ее направления и позволяют решать специфические правовые, организационные, методические и тактические задачи оперативно-розыскной и служебной деятельности. По этой причине «общая» часть ОРП, как правило, на уровне теории изучает и раскрывает лишь психологические механизмы и закономерности присущие негласной деятельности.
К базовым психологическим знаниям «общей» части оперативно-розыскной психологии, например, относятся знания о психологии личности преступника и механизмах преступной деятельности. Основное требование к таким знаниям - их конструктивность в раскрытии субъективной стороны состава преступления. Таким образом, «общая» часть ОРП не содержит фактических данных, раскрывающих государственную тайну и для ее использования специалистами-психологами нет необходимости в форме допуска к гостайне.
Содержание второго раздела ОРП как науки - «специальной» ее части - основано на анализе практической деятельности оперативных подразделений по раскрытию и расследованию конкретных преступлений происходящих в реальном времени. Здесь психологические знания и специальные методы ОРП применяются и рассматриваются в структурно-содержательном механизме оперативно-розыскной методики и тактики применения негласных сил, средств и методов борьбы с преступностью субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
В связи с этим, полагаю, что «закрытый» режим исследований должен применяться строго в соответствии с Приказом МВД России № 750дсп от 25.08.2007 г. в случаях угрозы расшифровки конспиративных средств и методов оперативно-розыскной деятельности, а также подлинных участников оперативно-розыскных отношений, не получивших публичной их оценки в юридически значимых решениях уполномоченных органов. Вместе с тем, оперативно-значимая информация, полученная в ходе совместной аналитической работы психолога и оперативного работника, не является предметом обсуждения с третьими лицами, не допущенными в установленном законом порядке к раскрытию и расследованию конкретного уголовного дела.
Использование специальных методов оперативно-розыскной психологии в правоохранительной деятельности носит комплексный характер. Зависит от таких факторов как: специальное образование, научно-теоретическое осмысление прикладных проблем оперативно-розыскной и служебной деятельности, проведение качественных научно-практических разработок [3] [4] и авторского сопровождения по внедрению их результатов в практическую деятельность.
В качестве одного из вариантов решения проблем применения специальных психологических знаний и современных психотехнологий в практике раскрытия преступлений приведу пример работы психолога с применением метода психологического портретирования неустановленного преступника (серийного убийцы).
Методика психологического портретирования как специального научного метода оперативно-розыскной психологии основана на аналитико-психологическом подходе выделения оперативно значимых признаков, характеризующих личность преступника. Сам метод нацелен на вскрытие субъективно-личностного содержания действий преступника, исходя из чего, выдвигается аргументированная версия о его психологическом портрете. В моей практике были случаи, когда круг подозреваемых в совершении преступления лиц, можно было сузить до одного человека, и даже заставить отказаться от продолжения преступных действий.
Пример психологического портрета неустановленного преступника (серийного убийцы) в условиях неочевидности совершения преступления (в сокращенном варианте):
Заключение специалиста - психолога
Для психологического анализа в распоряжение специалиста-психолога предоставлены материалы 1 том оперативно-поискового и 2 тома уголовного дела № 00/000 от 16.00.2003 года.
Фабула
Из специального сообщения известно, что 16.00.2003 года на площадке возле чердачного помещения в подъезде дома № 13 по ул. Г-на, г. N-ска обнаружен труп гражданки Ов-вой Ж.Г., 24.08.1958 года рождения с признаками насильственной смерти.
Вопрос, вынесенный на заключение-специалиста-психолога:
1. Составление поискового психологического портрета неустановленного преступника.
Исследовательская часть
В ходе оперативно-розыскных мероприятий и предварительного следствия установлено:
Место и время обнаружения трупа: чердачное помещение одноподъездного жилого дома возле моторного отделения лифта. Труп обнаружен 16.00. 2003 г. около 9 часов утра уборщицей.
Труп лежит на спине, брюки спущены вниз, ноги согнуты в коленях и разведены в стороны. На трупе имеются два проникающих ножевых ранения в область груди, одно из них в сердце.
Смерть наступила от удара ножом в сердце. Имеются посмертные манипуляции преступника с телом жертвы: отрезаны обе молочные железы, соски брошены к ногам, вскрыта брюшная полость, от левой молочной железы до половых органов с «пробитием» лобковой кости. На внутренней стороне бедер нанесено по 6 разрезов (насечек) с каждой стороны (всего 12). Место обнаружения трупа совпадает с местом убийства. Следов борьбы не обнаружено. Из протокола места осмотра явственно не следует, были ли похищены у потерпевшей какие-либо вещи.
Дополнительная информация:
- Характеристика потерпевшей – Ов-ва Ж.Г., 24.08.1958 года рождения, ранее судимая, склонная к злоупотреблению спиртными напитками, имеющая непостоянный источник дохода, проживающая с ранее судимым сожителем.
- По заключению медэкспертов брюшной разрез нанесен ножом, имеющим клинок от 3 см вначале до 7 см. в ширину у рукоятки.
- По заключению медэкспертов смерть наступила с 1 часа ночи до 5 часов утра этого же дня.
- На месте преступления обнаружены осколки из под пивной бутылки с отпечатками пальцев потерпевшей, а также пустая пачка от презервативов. Отпечатки пальцев преступника не обнаружены.
- Свидетели, находящиеся в подъезде примерно в это время утверждают, что никакого подозрительного шума они не слушали, один или два раза ездил лифт, но из подъезда никто не выходил.
- Поквартирный опрос жильцов подъезда результатов не дал. В части квартир на момент опросов жильцов не было дома.
- Продавец круглосуточного киоска находящегося недалеко от дома показала, что в 12-ом часу ночи мужчина в кожаных перчатках покупал пиво. Обратила на него внимание, потому что обычно покупатели перчатки снимают.
Аналитическая часть
Психолого-криминологический анализ позволяет утверждать, что преступление совершено серийным преступником. Мужчина в возрасте от 40 лет (ближе к 43-45 годам и выше), имеющий среднее образование, проживающий в данном доме и/или в жилом микрорайоне, либо командировочный, снимающий временное жилье. Возможно ранее судимый. Интроверт, замкнутый, одинокий, с заниженной самооценкой, своей семьи не имеет. С жертвой не знаком, но имеет определенные критерии выбора жертв. В психике имеются патологические мотивировки удовлетворения некросадистских потребностей.
Способ совершения преступления свидетельствует о целенаправленности и мотивосообразности поведения, полного охвата и контроля ситуации, прогноза последствий, осознанного выбора средств и способов достижения цели. Преступление совершено умышлено. Нанесение ножевых ударов, разрезов и «насечек» (по шесть с обеих сторон) на внутренней стороне бедер может расцениваться как «избыточность действий». Данные избыточные действия могут быть связаны, как с определенным эмоциональным состоянием, так и стремлением преступника (мотивом) нанесения не столько «морального (психологического) вреда, сколько физического (телесного) ущерба. Это может свидетельствовать о наличии у преступника какого-либо физического недостатка, «ущербности» (не обязательно инвалидности). Либо, о наличии органического психического расстройства, особенности которого проявляются в ригидности психических процессов, вязкости и обстоятельности мышления, склонности к застреванию переживаний. Такие люди, как правило, протоколируют свои преступления, ведут дневник, делают фото- видеозаписи с участие своих жертв. Возможно, посещают психиатра.
Разыскиваемый преступник имеет криминальный опыт, связанный с совершением агрессивно насильственных преступлений. Избыточные действия в совокупности со способом совершения преступления и механизмом нанесения повреждений могут расцениваться как определенный ритуал посмертных манипуляций с телом жертвы, «почерк» преступника. В отечественной и зарубежной криминалистической литературе это иногда называется «подписью», «визиткой», «автографом».
Существенную роль в мотивации поведения преступника играет стремление подчинить жертву, властвовать над ней, привычка к насилию, концентрация на проблеме утверждения своей личностной значимости в обществе. Целью и мотивом преступного поведения является умышленное лишение жизни потерпевшей с последующими манипуляциями с телом жертвы и удовлетворением некросадистских потребностей. Факт изнасилования не установлен.
Можем предположить, что скрытым мотивом может явиться проявление аффективных следов, сохранившихся в психике в неосознанной форме. Эти следы остались в связи с психотравмирующими обстоятельствами, связанными с взаимодействием с конкретными девочками или женщинами в детском или подростковом возрасте. В данном случае характерно снятие фиксированного аффекта, отсроченного во времени. При идентификации личности преступника в его биографии необходимо установить данный психотравмирующий фактор.
Выбор жертвы не случаен. При выборе жертвы он руководствуется следующими критериями: социально-дезадаптированные личности, склонные к злоупотреблению спиртными напитками, занимающиеся попрошайничеством на улице, легко вступающими в половой контакт с незнакомыми мужчинами, проявляют рискованное поведение, оказываясь ночью в одиночестве на улице».
Рекомендации оперативным работникам:
- Проверить на возможную причастность к совершенному преступлению ФИО 00.00.1958 года рождения, прописанного (проживающего?) по адресу: ул. Г-на д. 00 кв.____ г. N-ска.
- Запросить информацию по учетным базам данных МВД России по следующим параметрам преступлений: а), б)…
- Для уточнения поискового психологического портрета неустановленного преступника необходима указанная выше дополнительная информация.
В заключение статьи отметим, что решение указанных проблем внедрения специальных психологических методов в оперативно-розыскную деятельность носит комплексный характер и зависит от научно-теоретического осмысления прикладных проблем оперативно-розыскной и служебной деятельности сотрудниками правоохранительных органов, проведения качественных научно-практических разработок и главное - авторского сопровождения по внедрению их результатов в практическую деятельность.
Литература:
1. Папкин А.И., Папкин И.А. Юридическая психология: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2006. - 228 с.
2. Казберов П.Н., Майдыков А.А. Об актуальности сотрудничества МВД России и ФСИН России в борьбе с экстремизмом и терроризмом.
3. Образцов В.А., Богомолова С.Н. «Криминалистическая психология». «Закон и право». Москва – 2002 г.
4. Метелев А.В. Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности в условиях реформирования системы МВД России. Социальный мир человека. – Вып. 3: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Человек и мир: конструирование и развитие социальных миров» 24-25 июня 2010. – Часть II: Прикладная социальная психология / Под ред. Н.И. Леонова. – Ижевск: ERGO, 2010. – С. 229-231.